Как снимают передачу. Как снимают телепередачи

Даша Татаркова

В начале июня НА КАНАЛЕ LIFETIME стартовал сериал «UnREAL» - темная лошадка телепремьер этого лета - история о том, как снимается вымышленная, но очень правдоподобная реалити-передача. Рассказываем, зачем смотреть драму про внутреннее устройство реалити-шоу, в котором девушки борются за сердце холостяка, а продюсеры пытаются не сойти с ума и сохранить собственное достоинство.

25 женщин, разодетых в пух и прах, томно смотрят на одного мужчину. Ночь, приглушенный свет, романтическая обстановка. Мужчина должен решить, кто из девушек ему нравится, а кому из них пора отправиться домой. Так выглядит реалити-шоу «Холостяк», его перипетии обсуждает весь интернет, а невольно затрагиваемые им вопросы идут дальше непосредственных отношений участников, побуждая задумываться о гендерных ролях, сексизме и нормах приличия. Замените название «Холостяк» на «Everlasting» - это и есть завязка для сериала «UnREAL». На самом холостяке, правда, сюжет не зацикливается: главная героиня здесь не одна из его потенциальных избранниц, а одна из продюсеров «Everlasting» по имени Рэйчел.

Рэйчел Голдберг - уставшая женщина на таблетках, которая буквально живет на съемочной площадке. Во время съемок прошлого сезона у нее случился нервный срыв прямо под объективами камер, после чего Рэйчел уволили. Суд предписал ей общественные работы, заставил компенсировать компании ущерб и в обязательном порядке отправил на прием к психотерапевту. Чувствительность и нестабильность Рэйчел играют ей как продюсеру на руку. Она лучше других втирается в доверие к участникам шоу и блестяще манипулирует их эмоциями ради эффектных моментов - даже когда чувствует, что такая работа высасывает из нее всю душу. Несмотря на пережитый эмоциональный кризис, через пару месяцев после инцидента режиссер «Everlasting» (героиню иронично зовут Куинн Кинг) зовет Рэйчел назад - потому что без нее высоких рейтингов шоу не видать.





О постановочности реалити-шоу всем давно известно: реалити - это такой же сериал, просто дешевый и с непрофессиональными актерами. Осмысливая этот факт, «UnREAL» идет дальше и играет с эмоциями зрителя не хуже, чем продюсеры «Everlasting» с чувствами участников. Происходящее на площадке показано с самой гадкой и грязной стороны. Продюсеры шоу, словно змеи, нашептывают героиням, кто с кем переспал и что нужно делать, чтобы холостяк их заметил, а девушки наивно полагают, что уж в шоу с их участием всё «будет не так». Всё, конечно, так: участницы как по команде радостно прыгают в бассейн с пираньями, так что материал для провокационных роликов у команды «Everlasting» никогда не заканчивается.

Вселенная «UnREAL» держится на двух главных женских персонажах, уравновешивающих друг друга. Режиссер и дирижер вакханалии Куинн Кинг - практичный циник, чувствующая свое моральное превосходство над участниками. Она двигает их как пешки по доске, вешая функциональные ярлыки: вот главный злодей сезона, вот шлюха, а вот афроамериканка-истеричка. Глянцевая картинка отходит на второй план на фоне ловкого сценария и главной героини Рэйчел в исполнении Шири Эплби. Рэйчел, хоть и работает на Куинн Кинг, пытается сохранить остатки совести, вполсилы помогая героям проекта. Однако в плачевной ситуации она скорее согласится на денежный бонус за чужую истерику, нежели поможет девушке в беде. Рэйчел - редкий для телевидения типаж антигероини, которую не обязательно нужно любить, но которой хочется сопереживать как человеку, подхваченному вихрем жизненных проблем.





Зеленый свет сериалу «UnREAL» дал телеканал Lifetime, специализирующийся на реалити-шоу и телефильмах для женщин. Тем удивительнее, что именно тут вышла одна из самых смелых премьер этого лета. «UnREAL» не просто иронизирует над реалити-телевидением: шоу о шоу на выходе оказалось хорошо продуманной драмой, не похожей ни на какую другую. Создателям сериала удалось найти и удержать баланс между мыльной оперой, личной драмой и комедией. Двойное дно тут оборачивается двойным материалом для захватывающего сценария.

У руля «UnREAL», вторя событиям на экране, стоят две талантливые женщины. Одна из создательниц - сценаристка Сара Шапиро, снявшая короткометражку «Sequin Raze», которая легла в основу сериала. Другая - Марти Ноксон - долгое время работала над «Баффи» и «Ангелом» у Уидона, а затем продюсировала «Анатомию страсти», «Безумцев» и «Частную практику». Умелый продюсер и талантливая сценаристка вместе нашли небанальный подход к популярной теме - это ли не идеальный заход для хорошего шоу. Для Lifetime это второй большой сериал, выпущенный самостоятельно, и телеканалу еще придется поработать, чтобы его драмы привлекали столько же внимания, сколько детища признанных гигантов. «UnREAL» пока не может похвастаться рейтингами под стать «Холостяку» или «Холостячке», которых он пародирует, а жаль. Остается только надеяться, что такое удачное шоу еще нарастит себе аудиторию.

В этом году шоу «Голос» снимается на территории киностудии «Мосфильм». Я два раза побывал на съемках - на "Дуэтах" и "Нокаутах". Ну что, готовы узнать, что происходит за кулисами одного из самого популярного шоу Первого канала?

На проходной называю свою фамилию и жду, пока ее найдут в списке. Попасть на съемки программы может только аккредитованный журналист, участники массовки или «группа поддержки». Перед тем, как войти на съемочную площадку, даю обещание: про сами номера и о том, кто выбывает из проекта, а кто идет дальше, писать не буду! Дело в том, что до «прямых эфиров» выпуски передачи снимаются заранее. «Слепые прослушивания», которые показывают нам в сентябре, снимают в августе, «Дуэты» - в сентябре, а «Нокауты» - уже сейчас, в октябре. О том, что нельзя выдавать секреты журналистам предупреждены и участники.

Пока не начались съемки, брожу по территории огромного павильона. Поражена, насколько компактно построены декорации. Когда смотришь шоу по телевизору, создается впечатление, что происходит все в нескольких местах. На самом деле, все это - часть одной и той же декорации. В одном углу - пианино и ударная установка (там снимаются репетиции),

в другом - красный диван, на котором обычно сидит Дмитрий Нагиев, справа - комнатка с телевизором, где «заседает» группа поддержки,

слева - уголок с разноцветными стенами, где Наставники объявляют состав дуэтов.

Самое интересное - это сцена. Она небольшая и выглядит также, как на экране. По бокам - места, где рассаживаются массовка и зрители, перед сценой - четыре кресла. Те самые.

«Съемка категорически запрещена!» - громко объявляет парень, который следит тут за порядком. Зрители, которые уже устроились на своих местах, печально опускают телефоны. Внезапно в рядах возникает оживление. Дима Билан занимает одно из кресел. Через несколько секунд его окружает сразу несколько детей - берут автографы, просят сфотографироваться. Фотографировать этот момент я не стала. Нельзя, так нельзя.

А за детей порадовалась.

Дима, вы мой самый любимый наставник! Удачи вам! Будем болеть за вас!
- Ну спасибо, - серьезно так говорит Билан, потом улыбается и расписывается на блокноте, рисуя смайлик:)

«Билан - добрый, он с детьми всегда хорошо общается», - поясняет одна из зрительниц, поймав мой взгляд. - «А вот к Градскому подходить все боятся. Суровый он!»

Камеры работают, съемки начались. Теперь я - за сценой. По коридору, ведущему к сцене, бродит в ожидании своего выхода Дмитрий Нагиев с микрофоном.

Снимаются номера по-честному - без дублей, без пересъемок. Стоя за сценой я слушала то, что спустя три недели услышала по телевизору, в уже смонтированном варианте. Вот только голоса «вживую» звучат еще ярче и сочнее. Драйв такой, словно находишься на концерте.

На сцене тем временем - острый момент. Две участницы проекта замерли в ожидании - Дима Билан должен выбрать, кто из них останется. И снова возникает ощущение, что я смотрю программу по телевизору - никакой разницы. Выбор сделан, и одна из участниц заводит «прощальную речь».
- Зайка, сколько бы ты не говорила, нарежут, сколько потребуется, - шутит Дмитрий Нагиев.
Номер снят. По залу проносится строгое: «Администраторы, шляпу со сцены заберите!» Пока готовятся к выходу новые участники, повисает короткая пауза.

«Пелагее надо срочно поправить прическу», - «оживает» рация у одной из девушек из команды технического персонала. В проходе тем временем появляется и сама Пелагея. Вот на этом этапе я и отметила, что она в жизни красивее, чем в телевизоре. Очень худенькая, очень симпатичная и женственная. К ней спешат гримеры.

Следом за ней выходит и Билан.
«А я тогда успею выпить кофе!» - радуется он. Устроившись с чашкой кофе, демонстрирует одной из сотрудниц съемочной группы что-то смешное в своем телефоне. Оба смеются.


У входа в павильон расположились длинные столы с гримом, косметикой и средствами для укладки причесок. Если постоять рядом, можно увидеть, как из обычных девчонок рождаются яркие телезвезды, которых мы видим на экранах. Сразу несколько гримеров работают практически не покладая рук - сегодня снимается сразу две команды - Леонида Агутина и Димы Билана.

У стены замечаю двух участников из команды Агутина: Давида Тодуа и Дейва Дарио. Дейв приехал участвовать с острова Маврикий, русского почти не знает, так что беседуют она по-английски. Зато как старые друзья.

Давид, вы будете петь с Дейвом в дуэте?
- А вот это я сказать вам не могу, - улыбается певец. Он - из тех, кто многим запомнился - во время «Слепых прослушиваний» к нему повернулись все наставники.
- Много времени отнимает участие в проекте?
- Не очень. Мы несколько раз репетировали, но основной работе это не мешает.
- Волнуетесь?
- Нет, конечно. Если я не пройду дальше, ничего в моей жизни не поменяется. Для меня самое главное в жизни - моя семья. Они делают меня счастливым. Все остальное - на втором плане.

Давид тогда мне не сказал, с кем поет в дуэте, и какую песню. Только в прошлую пятницу я узнала, как они выступили, и что оба остались в проекте:)

А вот и девушки из группы «Folk Beat». Те самые, что поют народные песни под современными аранжировками. Слушала их выступление и радовалась - обе остаются в проекте.

Я ушла, когда на сцену выйти готовилась очаровательная певица из Китая Ян Гэ. Она действительно прекрасно говорит по-русски и много лет живет и работает в Москве. Впрочем, это уже тема для отдельной беседы. С Ян Гэ я познакомилась лично, и взяла у нее интервью. Она очень-очень клевая и позитивная!!!

Что еще хочу сказать...

Когда я приехала на "Нокауты", попала в перерыв между съемками. В это время следующая команда выходит репетировать и прогоняет свои номера. Мне было интересно, будут ли слушать эти номера остальные наставники? Но нет. Я снова попала на билановскую команду, и во время репетиции отметила, что остальных там не было. Сам Билан достаточно строго давал последние рекомендации и советы. Как участникам, так и звукорежиссерам и оркестру. Номера у его команды - очень классные, так что, надеюсь, что "Нокауты" будут не хуже "Дуэтов":)

Я рассказала все, что вспомнилось. Буду рада вашим вопросам и отзывам:)

А - добавить меня в друзья!:)

Каждую субботу на телеканале ТНТ выходит шоу «Танцы», где участники борются за звание лучшего танцора страны и денежный приз - 3 миллиона рублей. Программа становится все популярнее и завоевывает сердца зрителей со всей страны. Любовь к танцам не оставила равнодушной и 7days.ru. Вместе с группой журналистов наш корреспондент Анна Храмцова отправилась на съемки проекта в «Главкино», чтобы свои глазами увидеть процесс создания красочного шоу от «а» до «я».

За кулисами «Танцев»

Первое, с чем нам пришлось столкнуться на подъезде к павильону - невероятная очередь. Не десятки, а сотни людей стояли у входа в зал в ожидании начала рабочего процесса. Интересно, что подобная картина происходит здесь каждый четверг во время записи очередного выпуска субботнего концерта. Чтобы стать частью «Танцев», все желающие предварительно записываются на официальных страницах шоу в социальных сетях.

Минуя пробку, мы проследовали прямиком в ангар, где получили пропуска и прослушали ценные указания. В преддверии съемок в здании царил настоящий аншлаг: операторы настраивали технику, работники сцены вносили последние штрихи в декорации, а артисты разминались. Вместе с представителями канала я и мои коллеги прошли в зал, где уже вовсю рассаживались зрители. Весь процесс контролировал специальный сотрудник, который рассказал нам о правилах поведения во время съемки, когда аплодировать нужно, а когда - категорически запрещено.

Во время инструктажа на сцене появилась ведущая Ляйсан Утяшева. Она репетировала перед камерой, общалась со зрителями и продюсером «Танцев» Вячеславом Дусмухаметовым, который давал последние наставления. А за спиной знаменитой спортсменки трудилась целая бригада!

Перед началом съемки я смогла осмотреть абсолютно все: черный цилиндр на сцене гигантских размеров, огромный проектор, яркие прожектора и современная техника - просто поражали мое воображение. На протяжении всего вечера меня не покидала одна мысль: «Сколько же требуется человеческих усилий, чтобы еженедельно создавать такую красоту!» А в команде, представьте себе, более 200 работников.

За несколько минут до начала записи свои места за длинным столом у сцены заняли Егор Дружинин, Мигель, Сергей Светлаков и Ольга Бузова. Кстати, Сергей Светлаков пришел не один, а в компании своей дочерью Анастасией, которая наблюдала за папой и происходящим из зала.

Режиссер объявил минутную готовность. В зале наступила полнейшая тишина, которая через мгновение сменилась аплодисментами. Перед камерами появилась Ляйсан Утяшева, по традиции поприветствовала телезрителей и объявила номер-открытия.

После первого дубля, без повторов и перерывов, на сцене появились участницы шоу в костюмах зайчиков Playboy с зажигательным танцем под песню Келли Роуленд «Work». С первой секунды девушки «взорвали» зал. Изюминкой номера стала та самая шляпа, о которой я упоминала ранее. В середине выступления прямо из нее кокетливой походкой вышли подопечные Егора Дружинина сестры Михайлец. Танец сопровождался не только сменяющимися цветовыми подсветками, но и блестками, которые бурным потоком обрушились на сцену и зрительный зал.

После шоу девушек на площадку поднялись работники с пылесосами и швабрами, которые за несколько минут привили ее в порядок и позволили команде продолжить съемки.

Красочные номера сменяли друг друга, фантастические декорации всплывали один за другим, а мы, зрители, награждали участников и работников «Танцев» бурными аплодисментами. Стоит отметить, что вопреки представлениям многих, съемки длились не десять, а всего лишь чуть более двух часов.

Танцоры работают в режиме одного дубля, поэтому им приходится выкладываться по полной. После съемок участница команды Мигеля Снежана призналась мне, что иногда ей так хочется забыть, что она танцовщица: «Порой, конечно, совсем не хочется быть танцором в обычной жизни, но если начинают друзья или родственники просить: «Давай, ты же танцуешь!» - то я выхожу, и начинается разнос».

Коллегу поддержала и подопечная Егора Дружинина Алена Фролочкина: «Иногда так хочется потанцевать как все… Вот честно! Постоять в толпе, подрыгаться, переступать с ноги на ногу, танцевать мимо музыки или вообще посидеть, мол «танцевать не умею, лучше посмотрю».

Версия многих поклонников шоу о том, что жюри говорят по четко спланированному сценарию - также далека от истины. Реплики, которые выходят в эфир, пишутся в «один подход». Мигель и Егор без стеснения высказывают недовольство выступлениями участников и радуются их достижениям.

Так, Егор Дружинин не смог остаться равнодушным к яркому номеру Алисы Доценко и Виталия Савченко. Танец ребят сопровождали интересные ролики на проекторах и цветомузыка. А что уж говорить о костюмах! Кстати, для каждого из участников дизайнеры шьют эксклюзивный наряд.

В отличие от Доценко и Савченко, Лиза Дружинина, Алексей Королев и Михаил Евграфов не на шутку разозлили своего наставника Мигеля. Несмотря на рукоплескание и настоящий восторг зала он отругал ребят за неправильную технику и счет.

Но нам довелось увидеть не только разгневанного, но и по-настоящему расстроенного, опечаленного Мигеля. В конце съемки ему пришлось сделать непростое решение - попрощаться с Михаилом Евграфовым. Мигель не смог сдержаться и заплакал на глазах у публики. Не справились с эмоциями Ляйсан Утяшева и Ольга Бузова, которая на протяжении всей записи без устали одаривала комплиментами и признаниями в любви всех конкурсантов.

Большим сюрпризом для нас стало выступление популярной группы Quest Pistols в компании парней-участников. Их дерзкий номер, который Ляйсан Утяшева и Сергей Светлаков по праву назвали «сексуальным», стал отличным завершением съемочного процесса и моего рабочего дня. Одним словом, «кухня» «Танцев» произвела на меня неизгладимое впечатление. Я еще раз убедилась, что этот проект не зря занимает первые строчки в эфирных рейтингах.

В последнее время многие говорят о том, что телевидение сдаёт позиции и по полярности значительно уступает интернету. С одной стороны, с этим сложно не согласиться, но всё зависит от возраста телеаудитории, ведь пожилые телезрители предпочитают «дедовский» способ получения информации, а их дети и внуки – более «продвинутый», с помощью «всемирной паутины».

У читателей может возникнуть закономерный вопрос: почему выбрали именно меня? Я думаю, что это обусловлено несколькими моментами: во-первых, подобным программам время от времени нужны новые лица, а, во-вторых, важно то, что я представитель Германии с, так сказать, альтернативной точкой зрения, хотя в передачах другого российского телеканала эксперты из Германии нередко стоят на российских позициях.

Я могу отметить, что со стороны редакции программы всё было очень чётко спланировано и организовано, хотя и практически в последний день, что связано со спецификой программы: тему определяют незадолго до эфира, и уже под неё формируют список гостей. На меня не оказывалось никакого давление в плане того, что и как я должен говорить, но были оговорена общая «тональность» моего мнения.

Билет из Германии мне заказали на понедельник, а эфир был во вторник. В аэропорту меня встретили с планшетом, на котором красовался логотип Первого канала, и на такси отвезли в гостиницу «Звёздная», расположенную в районе телецентра «Останкино», с видом на Останкинскую башню.

Утром меня ждал роскошный «шведский стол», а в 11.00 у входа в гостиницу уже был водитель такси. Подъехав к «Останкино», он кому-то позвонил, после чего меня проводили в «гримёрку» – небольшую комнату, в которой участники шоу ожидают своего «выхода». Туда я прибыл одним из первых, хотя участвовал во второй части программы. Постепенно стали прибывать участники, в частности, громогласный Сергей Доренко и другие гости программы. Меня попросили подписать бумаги о том, что я участвовал в шоу за счёт «Останкино»: полёт, проживание в гостинице, завтрак и поездки на такси мне оплатило российской телевидение, а за самое участие в программе я ничего не получил.

Теперь я хочу объяснить, особенно для тех, кто вообще – не в «теме», какие существуют негласные «правила игры».

Во-первых, подобный телеформат очень напоминает театр: тут есть актёры и зрители, которые не только аплодируют в нужное время, но и создают «шумовые эффекты», – хлопают в ладоши, топают, шумят и гудят, нагнетая и до того напряжённую атмосферу в студии. Зрители, естественно, начинают и заканчивать хлопать по определённой команде. За участие в шоу они получают небольшие деньги.

Во-вторых, как и в театре, тут есть пьеса, которую разыгрывают участники программы.

В-третьих, есть положительные и отрицательный «герои», которые находятся по «разные стороны баррикад», причём в буквальном смысле: их сажают подальше друг от друга. К первым принадлежат пророссийские деятели, а ко второй – проамериканские, проевропейские и проукраинские. Такое столкновение мнений и позиций создаёт конфликт и драматургию, без которых, как известно, не обходится ни одна театральная постановка.

Но подобные передачи часто напоминают и чисто телевизионный жанр – сериал. Это происходит из-за того, что «джентльменский набор» участников практически не меняется. Скажу больше: это же, в основном, касается и тематики, которая в 90% посвящена Украине. Логика создателей тут весьма проста: зачем телезрителей расстраивать, показывая российские проблемы, когда есть Украина? Главной «фишкой» таких шоу является повышенный тон, вернее, крик, с помощью которого оппоненты пытаются обосновать собственную точку зрению. Это очень поощряется и культивируется.

Многие у меня спрашивали: есть ли у этих ток-шоу чёткий сценарий? Отвечаю: есть некий жёсткий «каркас», на который нанизывается «мясо» с помощью реплик участников передачи. Естественно, есть некая импровизация, но она подчиняется строгим рамкам прописанной «фабулы». Поясню на примере: в первой части программы, которую я наблюдал, ожидая свой выход, по ТВ, обсуждалась история мальчика, который на Арбате читал Шекспира. По сценарию, участники телешоу до определённого момента не имели права выдавать «секрет», заключавшийся в том, что ребёнок не просто декламировал стихи великого английского драматурга, а тем самым зарабатывал деньги. Когда кто-то из гостей случайно «проговорился» и раньше времени об этом сказал, одна из редакторов, тоже наблюдавших эту часть по ТВ, даже крякнула от досады.

На ТВ есть целая армия людей, которые находятся на ту сторону экрана, но их, естественно, телезрители не видят. Это технические работники, видеооператоры, звукорежиссёры, редакторы, гримёры, но без них не один эфир, а тем более – прямой, невозможно было бы провести. Отдельно хотелось бы поблагодарить девушку-гримёра неземной красоты, которой удалось создать мне очень телегеничный образ.

Очень большую нагрузку несут гостевые редакторы, которые не только обеспечивают наличие нужных гостей, но и проводят с ними громадную работу. Она заключается в предварительном собеседовании, где делается акцент на определённые вещи. В моём случае тема касалась визита Владимира Путина во Францию, поэтому моя позиция должна была отражать именно европейский взгляд на эту поездку российского президента.

Я уже писал о том, что в программе принимают участие люди с диаметрально противоположными взглядами, но это не мешает им спокойно общаться. В «моей» программе участвовали американец Майкл Бом, украинец Вадим Карасёв и россиянин Григорий Амнуэль. В одной комнате с ними находились их политические оппоненты, но никакой неприязни между ними не было, хотя они практически и не общались друг с другом. Тема программы, в которой я участвовал, никак не касалась Украины (что является исключением из правил), поэтому о ней в кулуарах никто не говорил. Майкл Бом держался очень демократично, отвечал на мои вопросы и не «звездил», а вокруг Григория Амнуэля сразу же возник кружок из почитательниц, которые обступили этого известного оппозиционного деятеля. А вот представитель другого «лагеря» Руслан Осташко держался весьма надменно.

Что касается студии, то там было жарко, но вовсе не из-за температуры воздуха, а из-за накала страстей. Я выполнил «программу-минимум»: мне удалось несколько раз прорваться и «прокричаться», но в первый раз конец мой тирады звукорежиссёр свёл «на нет»: хотя я и пытался перекричать оппонентов, мои слова потонули в общем шуме. Во второй раз в студии царила тишина, и мне удалось вставить свои «пять копеек» в общее обсуждение. Это было сделать весьма нелегко, так как ко мне, в отличие от известных гостей, никто и ведущих не обращался. В этом заключается главная проблема: когда ты хочешь что-то сказать, то тебе не дают этого сделать и наоборот, когда тебе наконец-то предоставляют эту возможность, то ты к этому моменту уже «перегораешь», а твоя фраза совершенно теряет смысл, потому что она просто «устаревает».

Со стороны ведущих и «противников» идёт определённый прессинг, который может выражаться не только вербально. Я себя там чувствовал не очень уютно, хотя был готов к подобной враждебной атмосфере. Это, прежде всего, ощущалось во взгляде ведущего, который меня сверлил, словно буравчиком. Что же касается пророссийских активистов, то могу сказать, что они, по моим ощущениям, говорят искренне и действительно всё так и чувствуют, а не играют роли положительных героев. Но залезть им в черепные коробки я не могу, потому ручаться за это не стану.

Отдельно нужно отметить деятельность девочек, которые держат микрофоны. У них есть связь с аппаратной, и им в наушник говорят, когда они должны дать микрофон тому или иному гостью. В моём случае я сам попросил, чтобы мне дали слово, и «моя» девочка, получив «добро», протянулся мне микрофон. Но до этого со мной произошёл забавный эпизод, который остался за кадром: в пылу я попытался выхватить микрофон у французского журналиста, сидящего рядом со мной, на что ведущий программы Анатолий Кузичев строго погрозил мне пальцем. Его соведущая Екатерина Стриженова изображала «простушку», которая ничего не понимает в том, что происходит, но очень к этому стремится. Хочу сказать, что Катя блестяще с этим справилась, хотя меня терзают смутные сомнения в том, что она действительно ничего не понимает.

Сорок пять минут прямого эфира пролетели очень быстро: мне показалось, что я находился в студии не более пятнадцати минут. После окончания программы меня на такси отвезли в аэропорт «Шереметьево», откуда я улетел в Германию.

Мои общие впечатления – весьма положительны. Мне было очень интересно, прежде всего, как журналисту увидеть закулисье «Останкино». Теперь я из первых рук знаю, как создаются подобные программы.

Уже после возвращения в Германию на моей странице в фейсбуке возникла жаркая и бурная дискуссия по поводу того, нужно ли вообще участвовать в подобных телешоу? Некоторые знакомые довольно резко высказывались против моего появления на российском ТВ. Лично я считаю, что – да, участвовать в них необходимо. Хотя бы потому, что даже в таких жутких условиях, есть возможность пусть и пунктирно, но донести до зрителей альтернативную точку зрения, иначе там будет только «игра в одни ворота»!

Текст: Евгений Кудряц , Аугсбург

Для каждой новой передачи студию строят «с нуля», на арендованных павильонах киностудий, на заброшенных складах и заводских цехах. Студия, как правило, строится через подрядчиков – специализированные фирмы, строящие декорации, делающие свет и звук, спецэффекты и реквизит, вешающие экраны и т.д. Причем строительство студии идет с максимальной экономией средств, ведь бюджет каждой передачи ограничен и ради экономии идут на все.

Неподалеку от студии силами съемочной группы делается аппаратная – помещение для режиссера, съемочной группы и телевизионного оборудования. Аппаратная обшивается шумопоглощающим материалом, чтобы звуковикам не мешали лишние шумы. Оборудование аппаратной соединяется с оборудованием в студии. В самой студии устанавливаются камеры. Их количество варьируется от 3 до 10, но чаще бывает 4-6. Камеры, звук и свет настраиваются.

Для каждой передачи отдельный сценарий, в котором действие каждого персонажа детализируется вплоть до мелочей. Когда герой передачи ошибается в ответе на самый простейший вопрос, это не случайность. Если человек отвечает на самые сложнейшие вопросы и производит в уме невероятные вычисления, это не результат его способностей. Все вопросы и ответы на них прописаны в сценарии. Нет ничего случайного или неожиданного – все заранее прописано в сценарии. Подбираются актеры и ведущие, с ними заключаются контракты.

На заключительном этапе подготовки разрабатываются логотипы, заставки, фоновая музыка, графика. Снимаются трейлеры, набирается массовка. Как правило, на малоизвестные передачи люди приходят просто так, чтобы засветится . Крупные телеканалы платят участникам массовки небольшие деньги. При этом к ним предъявляются жесткие требования по внешнему виду, по дисциплине, по поведению в студии. Часто бывает, что массовку набирают из числа родственников и друзей съемочной группы.

Съемочный день длится с 9 утра до 22 вечера. Съемочная сессия – от 10 до 15 дней. В день снимается 2-4 передачи так, чтобы одна съемочная сессия обеспечила полугодовой выход передач в эфир. Съемка всех передач за сезон позволяет сильно сэкономить на аренде студии, оборудования, на зарплате всем участникам проекта. Съемки ведутся по заранее установленному сценарию. Обо всех изменениях в сценарии ведущему оперативно сообщается через специальный наушник. Из участников массовки выбирается главный и ему тоже дают микрофон, по которому передают команды «аплодисменты», «смех», «тишина». Остальные «массовики» смотрят на него и делают то же самое.

После съемок делается монтаж. Выбираются наиболее удачные ракурсы из всех снятых, убирается все лишнее, длительность передачи подгоняется под нужную. Самое главное – убираются все мелкие дефекты: затенение от сломанного прожектора, поломки в декорациях и т.д. Ведь в большинстве случаев съемки останавливать нельзя – игра актеров будет слабее, будет упущено драгоценное время, придется больше платить всем участникам съемочного процесса. Таким образом, проще и быстрее сделать перемонтаж, чем пересъемку.

Готовая передача запускается в эфир. Съемочная группа отдыхает и переключается на другие проекты. После показа каждого выпуска измеряется рейтинг передачи. В зависимости от роста или падения рейтинга передачу либо закрывают, либо принимают решение о съемках дальнейших выпусков.